О механизме передачи допотопных знаний послепотопным племенам и методе вычленения этих знаний из известных эпосов в современный период
Для
чего так необходимо разобраться в этом вопросе?
Прежде
всего для того, чтобы иметь четкую позицию в вопросе о том, насколько мы можем
доверять легендарной, мифической информации, которую можно получить из
древнейшего фольклора.
Вопрос
стоит так: является ли фольклор воплощением народной фантазии, приданием
выдуманным героям выдуманных же качеств и описанием прославляющих данный
этнический субстрат героических приключений? Или же древние народные предания
все-таки содержат в себе сохранившуюся древнейшую информацию, просто облеченную
у каждого конкретного народа в национальный колорит: герои имеют национальные
имена, события происходят в местности компактного проживания этого народа, в
преданиях помимо всего прочего задействованы еще и местные мифические персонажи
и пр.?
Истина
далеко не всегда сложна, бывает так, что она лежит где-то на поверхности и
просто зовет наблюдательный глаз заметить себя. Кто-то может сказать: такое
решение слишком просто, это просто наивно думать, что все так легко решается,
проблема куда глубже и пр.
О
чем я говорю? Давайте попробуем восстановить обстоятельства передачи допотопных
знаний после потопа. И сделаем это просто, не усложняя, т.к. многие события в
жизни, за которыми мы видим проявление чьей-то мудрой и хитрозаплетенной воли
(доброй или злой), оказываются просто стечением закономерных обстоятельств,
проявляющихся более или менее одинаково в одинаковых ситуациях.
Итак,
Бог говорил с Ноем о том, что человеческий род развратился и будет уничтожен.
Зная Творца таким, как Он описывается в Библии, мы с высочайшей долей
вероятности можем предположить, что Он бы не оставил такое событие, как уничтожение
целой цивилизации, необъясненным для следующих поколений. Богу свойственно
объяснять, Его целью не является поимка грешника на грехе, но «Разве Я хочу
смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился
(развернулся, раскаялся, изменился) и был жив?… Ибо я не хочу смерти
умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иезекииль 18:23, 32)
Для этого необходимо понимание произошедшего, осознание, для этого нужны
вынесенные уроки и принятые решения. И, соответственно, для этого необходима
информация.
Знал
ли Ной всю историю более, чем 2000-летней истории допотопного мира? Думаю, в
общих чертах как минимум. Бог не выберет зачинателем нового человеческого рода
невежду. Мог ли Бог в индивидуальном общении с Ноем уточнить для него многие,
хотя бы ключевые моменты развития первого человечества? Это выглядит логичным.
Более того, скорее всего Ною была дана заповедь учить свою семью и всех, кого
он застанет на земле за годы своей жизни тому, что произошло и чему из этого
стоит научиться.
Давайте
моделировать дальше. Из своих исследований я заключаю, что главными ключевыми
пунктами развития человечества являются:
1. Сотворение человека и жизнь
в райском саду
2. Грехопадение и изгнание,
трудная жизнь на грешной земле
3. Быстрый рост населения на
земле, внутрисемейные браки (что тогда не приводило к отклонениям в развитии)
4. Первое убийство и изгнание
рода убийцы
5. Развитие минимум двух
параллельных культур: городской, априори атеистичной, ремесленной и
воинственной и аграрной, поклоняющейся Единому Богу, обладающей божественным
знанием и мудростью (первоначально)
6. Расселение людей по землям
(возможно, сильно отличающимся от современных), которые были в то время
7. Примерно через тысячу лет
(цифра обсуждаема) существования мира людей происходит вмешательство слабо
духовных, но высокоразвитых в понимании устройства и использования физического
мира существ в процесс развития человечества
8. Обожествление этих существ.
Появление смешанного потомства, которое обладает нечеловеческими свойствами, и
сильнейшая часть из которого берет в свои руки власть над человеческими
племенами
9. Расселение необычных существ
по земле и вступление в разные виды взаимодействия с людьми
10. Бурное развитие определенных
отраслей знания, используемое для удовлетворения насущных и военных нужд;
возможно, уровень интеллекта человечества в целом не повышается, полученные
знания рассматриваются как «священные», и не получая развития просто передаются
следующим поколениям в неизменном виде
11. Возникновение множественных
военных конфликтов, борьба за обладание землями, ресурсами и пр.; гонка
вооружения
12. В определенный момент борьба
переходит границы логики, мотив войны меняется с приобретения земель, богатств
и пр., на тотальное уничтожение противника; начинается самоуничтожение
ожесточившегося человечества
13. Уничтожение погрязшего в разврате и жестокости
человечества водами потопа
Такую,
или почти такую историю допотопных людей, более или менее детализированную,
узнал от Бога Ной и предал своим потомкам.
Двинемся
дальше. Дети и внуки Ноя стали расселяться все дальше от места первоначальной
высадки, унося с собой память об услышанном от своего первопредка. Языки
отдельных племен изменились до неузнаваемости (было ли это единовременным
чудесным деянием от Бога или растянутым во времени процессом, инициированным
Творцом), по разному стали звучать имена героев. Со временем, под влиянием
пластов уже собственного литературного творчества, легенды стали размываться,
процент первоначальной информации в них стал падать по отношению к наслоениям
непосредственно человеческого мифотворчества (люди же не могут не
придумывать!), что в конечном итоге привело к обилию разных легендарных школ,
которое мы имеем сейчас. Но сердцевина рассказов о «древних днях» сохранилась,
это можно заметить по тому, как похожи отдельные мифы разных народов друг на
друга.
Как
же выделить истину, как же узнать, что в мифах – вымысел, а что – остатки
древнего знания?
Для
этого, на мой взгляд, необходимо разобраться в том, какие именно причины могли
влиять на появление разнородных дополнений в первоначальную канву. И как
максимально устранить последствия этих трудов. В голову приходят следующие
возможности:
1. Место обитания. Изменение
среды обитания, меняется рельеф, климат; например, герой встает на лыжи или
начинает рассекать водную гладь на доске. Здесь для поиска первоосновы
необходимо просто ввести сбалансированное понятие «движения». Другими словами,
правда в том, что кто-то куда-то двинулся, не вникая в изменчивые детали.
2. Окружение. Конкретные
окружающие враги вносят свой колорит в рассказ. Здесь необходим ввод понятия
«враг вообще», «какой-то враг».
3. Идеология. Различные
идеологические аспекты, присущие разным нациям, окрашивают мотивы поведения
героев своими красками. К примеру, где-то герой идет на войну прежде всего ради
наживы, а где-то присутствует честолюбие, как преобладающий мотив; или это
привычка, традиционная особенность данной культуры (мы такие, потому что
другими быть не можем), служение определенным идеалам (персонифицированным или
абстрактным) и т.д. В таком случае я бы предложил учитывать усредненный
«воинственный» или какой-то иной порыв, без детализации мотива.
4. Язык. Я заметил, что
немаловажную роль в понимании происходящих событий при исследовании древнейших
эпосов имеют дословно переведенные имена героев. Они вплетают в канву
повествования как бы дополнительную нить, часто весьма немаловажную. В этом
смысле я хотел бы предложить заняться сравнительным анализом дословного
перевода имен героев схожих эпосов разных народов. Если они совпадут хотя бы
отдаленно, это подтвердит мысль о едином источнике таких сказаний, подтвердит в
значительной мере его истинность, и, возможно, даст дополнительные ключи к
пониманию происходившего.
5. Уровень цивилизованности.
Сложно адекватно сравнить события, описываемые эпосом высокоразвитой шумерской
или семитской культуры или достаточно примитивным в смысле общественных
отношений нартским эпосом. Египтянин тонко льстит, а нарт рубит с плеча; индус
многословно воспевает свои чувства, а горский человек, движимый традициями
поведения, угрюмо молчит или отвечает грубо даже тогда, когда тем самым портит
все, что ему дорого, и потом горько оплакивает это. Здесь, в процессе
исследования, можно пропускать национальные аспекты, вычленяя скорее «что
произошло» и, опираясь на иные существующие источники, додумывать детали, где
возможно.
6. Народная фантазия. Не
секрет, что человек не способен выдумать то, с чем никогда не сталкивался,
потому что изначально он является не «творцом», а «творением». Он способен лишь
смешивать в различных вариациях то, с чем уже встречался. С другой стороны,
этих вариаций достаточно много, чтобы различные народы, давно потеряв друг
друга из виду, «наворотили» множество своих уникальных дополнений к единой
изначальной схеме. Где-то, возможно, дополнения даже задавили эту первоидею,
оставив от нее лишь легкий след. Тут необходимо разумное сопоставление разных
эпосов и вычленение событий, которые упоминаются большинством из них.
Возможно,
эти несколько пунктов могут послужить схемой для разбора конкретно взятых
национальных эпосов с тем, чтобы привести их к «единой смысловой схеме», чтобы
понять, насколько возможно, что именно могло первоначально послужить
первоосновой создания этого конкретного произведения и цикла произведений в
целом. Она может помочь счистить национальные аспекты, оставив чистый остов
повествования.
Давайте
проведем эксперимент на основе, например, сказания «УАРХАГ И ЕГО СЫНОВЬЯ» из
цикла легенд нартского эпоса. Разберем две его главы, «РОЖДЕНИЕ АХСАРА И
АХСАРТАГА» и «МЕЧ АХСАРА».
Итак,
основная канва повествования, за вычетом географических особенностей, а также
особенностей идеологического и культурного характера будет выглядеть так.
Когда-то
у пожилого уже человека из рода сыновей солнца (нарты) родились сыновья
(близнецы – тоже, возможно, культурное явление). Это, очевидно, человек, но с
неотчетливым «божественным» прошлым.
Человека
звали Волк (имена жены и детей - чистый кавказизм и для нашего исследования они
не имеют значение).
На
празднество по случаю рождения сыновей были приглашены сверхъестественные существа
(далее СЕС), из них один известен как СЕС, передавший людям знания о
металлургии и кузнечном деле, научивший изготовлению оружия и военных
приспособлений, а также научивший хирургическим путем укреплять тело для
военных нужд (в т.ч. «накладывает металлические латки на разбитые в бою черепа
нартов»). Другой – повелитель человекоподобных существ-обитателей подводного
мира. Третий гость – местный землевладелец, человек.
СЕС-кузнец
подарил семье сверхъестественный (далее СЕ) артефакт, муз. инструмент из неземного
материала, который играет сам. По окончании празднества кузнец улетел при
помощи аппарата, связанного с огнем и крыльями. Водяной повелитель с помощью
магии превратился в красивое морское существо и уплыл. Человек-феодал ушел в
свою крепость.
Дети
сына солнца Волка отличались нечеловеческой скоростью роста, силой и меткостью.
Подросшие
братья отправились в военный (разбойничий?) поход. Один из братьев пропал,
другой, отправившись его искать, находит место, где из некоего конического
сооружения временами вырывается сильный свет непонятной природы. В нем была
железная дверь, которая то открывалась, то закрывалась, из нее был виден свет.
Юноша выстрелил туда из лука, когда дверь была открыта, и попал в глаз старухе,
которая была внутри, причем старуха осталась жива. Выяснилось, что она из того
же рода детей солнца и знает, где брат юноши.
Отдельно
нужно заметить, что у героев в ходу были предметы, как-то связанные с
жизненными ритмами хозяина, и по которым можно было на расстоянии определить в
хорошем или плохом состоянии тот находится. Это была в одном случае стрела, в
другом полотенце.
Старуха
знала рецепт из вполне банальных природных веществ, как вернуть себе потерянный
орган зрения. Прозрев, она рассказала герою, что его брат отправился с
разбойничьей целью к СЕС, живущим под землей. Охотясь на земле, один из них был
убит упавшим с неба металлическим предметом, куском руды (метеорит?), который и
хотел у них украсть брат героя. Его пленили, и старуха собиралась пойти его
освобождать, напав(!) на них.
Выясняется,
что старуха приходится сестрой Волку и тетей героям легенды. Ее муж, их дядя,
был в свое время другом солнца, ел с ним за одним столом. Таким образом,
вырисовывается круг: Волк – потомок солнца, муж его сестры был дружен с этим
существом. Налицо связь, в том числе кровная, этого народа с СЕС под
псевдонимом «солнце». Это СЕС подарило мужу старухи СЕ бусину из белого камня,
которая излучает сильный свет.
Старуха
объяснила герою, что вход в страну подземных жителей, в их пещеру, находится за
той самой железной дверью в конусообразном сооружении, которая открывается
автоматически в определенное время. Интересная подробность жизни подземных
людей: они должны воровать людей с поверхности, иначе постепенно вымирают.
Дождавшись, когда дверь откроется и, разломав артефакт,
герой и старуха спускаются в пещеру. Там они видят мужа старухи, который
находится в интересной и никак не объясненной позиции. Ее стоит процитировать,
т.к. непонятно как трактовать: «лежит там мужчина, руки и ноги его растянуты во
все стороны и привязаны, из бороды и усов его сплетена волосяная лестница, и
тянется она до поверхности земли». (По-видимому, это положение волос пленника
имело какое-то значение, но, учитывая полное отсутствие объяснений, смысл этого
действа был утерян еще в древние времена и просто передавался без изменений).
Его
освободили и пошли дальше вглубь пещеры. Там они увидели распятого на стене
брата героя, в которого стреляли из лука, а также били мечами (очевидно, без
особенного для него урона) местные существа. Брата освободили и всем скопом
перебили всех подземных жителей. Отпустив престарелых супругов, братья нашли и
забрали небесную руду и отнесли СЕС-кузнецу, который сделал из нее меч для
одного из братьев. Он резал камень и металл, не затупливаясь.
Текст
явно дает понять, что СЕС кузнец жил где-то высоко, к нему нужно было на чем-то
подниматься.
По
завершении изготовления меча на братьев напал предводитель подземных существ.
Одного из братьев убили (сильно ранили?) и он потерял свой меч (обычный).
Видимо, предводитель был силен и обладал чудесными способностями, потому что
для победы над ним другому брату пришлось смазать свой чудо-меч особой мазью, и
только потом меч предводителя при ударе об него разлетелся на мелкие части.
Фокус с мазью ему подсказал неожиданно появившийся СЕС-подводный житель.
Герой
убивает всех подземных жителей, а подводный житель относит брата героя в особый
водоем, где он оживает.
Меч
стал наследственным артефактом в роду братьев.
Попробую
в меру сил кратко сформулировать основную информацию, которую можно получить из
этого отрывка эпоса.
Примерно
во времена, когда по земле уже распространились диковинные существа, когда
война была основным ремеслом, но еще не достигла своего апогея, жил отдаленный
потомок «детей Божьих», или духовных существ, преступивших волю Божью и
поселившихся жить на земле. Он и его потомство обладали нечеловеческими
свойствами, но были уже ближе к людям, чем к сверхъестественным существам.
Связь с этими существами (будь они первоначальные «боги», или их ближайшие
потомки) вовсю поддерживалась представителями его рода. Процесс передачи знаний
от «богов» своим потомкам уже закончился или подходил к концу. Знания были
«рассыпаны» между земными жителями, кто-то знал и умел одно, чего не знали
другие, кто-то – другое.
Полубоги,
четверть боги, люди и пр. существа отчаянно враждовали, кто-то был объединен в
союзы, которые, очевидно, со временем распадались и т.п.
Дети
героя этого отрывка живут вполне естественным для эпохи разбоем, при этом
проявляя чудеса героизма и смелости. При всей дикости своего существования они
периодически встречаются с сверхъестественными артефактами, которые
воспринимают как естественное веяние своего времени, и в которых не нужно
разбираться, а только как можно быстрее захватить у других и пользоваться себе
на пользу.
Жизнь
хорошо приспособлена для того, чтобы вести войну:
·
Есть идеология, поощряющая это занятие, причем даже женщины одобряют ее
и активно в ней участвуют.
·
Есть достаточно технологий для производства оружия и других средств
ведения боевых действий (защиты, слежения, освещения и пр.) Можно заметить
наличие летательных аппаратов, хотя ясно, что эта привилегия не для всех.
·
Мощная медицина стоит на страже здоровья воина, она позволяет
восстанавливать утраченные органы и укреплять имеющиеся. Высоко развито умение
чинить разбитые в бою черепа.
·
В архитектуре можно отследить наличие крепостей и иных защитных
сооружений.
·
Магия тоже является средством достижения своих военных целей.
·
Могущественные сверхъестественные существа тоже не стоят в стороне в
этой борьбе всех со всеми: они являются союзниками одних в борьбе с другими.
Вот
такие или примерно такие выводы о жизни в древнейшие времена можно сделать на
основании методики очистки древнейших эпосов (назовем это методикой ОДЭ) от
позднейших наслоений. Я не знаю, есть ли что-то подобное в мировой практике
(уверен, что должно быть), но то, чему вы были свидетелями в этой статье,
создавалось прямо у вас на глазах.
Думаю,
разумным будет попробовать почистить таким же методом эпосы других народов и
потом сравнить между собой. Уверен, истинное положение вещей проявится во время
таких исследований с величайшей очевидностью. Лично я займусь этим в ближайшее
время и буду рад услышать о новых открытиях тех, кто посчитает эту методику
достойной внимания и попробует ее применить.
Жерноклеев
М.
Анталья
2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий