Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 22 мая 2013 г.

Мудрый Египет


Египетская мифология откроется нам сегодня благодаря сборнику «Мифы и легенды народов мира» (Москва Олма-Пресс 2000) Н.Будур и И.Панкеева.
С первых же шагов знакомства с этим эпосом начинаешь ясно осознавать, что столкнулся с чем-то необычным, небанальным. Забегая вперед скажу, что именно в Египте были найдены явственные следы использования высоких технологий по работе с камнем, как то распиловка и сверление гранита некими устройствами со скоростью работы и  прочностью режущего полотна намного превосходящими все, что мы знаем до сих пор о египетской цивилизации в «классическом» виде и сравнимых только с современным технологическим уровнем, а кое-где и выше. Эти следы видны во множестве невооруженным глазом; желающих разобраться в этом вопросе плотнее я отсылаю к работам исследователя Склярова (http://kinozal-lai.ru/news/zagadki_drevnego_egipta/2012-02-19-2). В этом смысле шумеры с их неуклюжими зиккуратами (пирамидами) из необожженных кирпичей выглядят просто периферией. А уж греки и вовсе дикарями.
Египет с древних времен считался кладезем мудрости и древних знаний. Посмотрим хотя бы на пример того, чего были способны добиваться своей магией древнеегипетские жрецы. В библейской книге Исход, главах с 7-ой по 8-ю описываются чудеса, которые в состязании с Моисеем сотворили египетские жрецы, и, по-видимому, без особенных трудностей.
  1. Превратили свои посохи в змей
  2. Превратили воду в кровь (или подобие крови по виду или свойствам)
  3. Наслали нашествие жаб на целую страну

Конечно, во всех этих чудесах они были далеки от мощи и глобальности того, что делал Бог через посредство Моисея и Аарона, да и на четвертом испытании они сдались, не сумев повторить сотворение кусачих мух из земной пыли и признав в действиях двух евреев присутствие Высшего Бога, очевидно, бесконечно сильнейшего их «подопечных». Но, с другой стороны, нигде больше в Библии, которой мы можем безоглядно доверять, мы не встречаем описания такого размаха чудесных действий. Это были не фокусы Копперфильда и не тщательно подготовленное мошенничество: они были способны на реальные чудеса, причем в весьма глобальных масштабах. Заглянем правде в глаза: магия (при всем неуважении) – это наука; никто просто так не может встать посреди улицы, сказать: «именем князя тьмы (или каким-то еще) явитесь жабы на всем Среднем Поволжье!» и ожидать, что эти земноводные немедленно заполонят улицы, например, Самары. Магия – это ремесло, такое же, как и растениеводство, металлургия и архитектура, она требует определенной базы знаний. Не удивительно ли, что сильнейшие маги, исполненные передаваемых из поколения в поколение знаний, оказались жителями именно той земли, где находятся столь очевидные артефакты высокой цивилизации, предшествующей нашей? Нельзя ли связать эти два феномена: высокая допотопная технологичность и сильнейшая перевязанность, сплетенность культуры с магией?
Итак, культура-наследник строителей пирамид и других удивительных чудес технологии оказалась хранительницей знаний, частью которых было глубочайшее понимание происходящего в невидимом мире на земле (т.е. бесовском мире, что составляет основу магии), а также применение этого знания на практике. Одно это уже может свидетельствовать о том, что послепотопная египетская цивилизация в своем развитии опиралась на множество допотопных знаний, которые ей удалось обрести. Как это произошло? Пока я не могу сказать этого с уверенностью, могу лишь предполагать.
Нарисуем такую картину. Послепотопные хамиты, двигаясь с северо-востока, обогнув Синайский полуостров, приходят в плодородную долину Нила и оседают там. С первых же дней их пораженному взору открываются величественные пирамиды, сфинкс и мы не знаем что еще, слишком много прошло времени, и прочее удивительное великолепие, которое могло оставаться там с допотопа, могли разрушить или разобрать по камешку. Как мы знаем, практически все строения египтян покрыты иероглифическими надписями. Их не понимали, ими восторгались, все как в нашем мире до 19-го столетия, до открытия Розеттского камня. Но, думаю, тогда это не длилось так долго. Послепотопные люди быстро стали многобожниками (вспомним построение зиккуратов для прославления «имен» в раннем Шумере), а, следовательно, поклонялись бесам. Вот бесы-то и просветили любознательных языческих жрецов и по поводу значения надписей, и по поводу того, кто чей бог и кто кого главнее. Если верить апокрифической книге Еноха, бесы – это духи исполинов, живших до потопа, не смогших найти утешение в духовном мире и оставленных на земле в виде злых невидимых существ. В точности ли это правда или нет, сейчас судить сложно, но, исходя из Библии, бесы точно есть, они невидимы, сильнее людей, и, по-видимому, обладают знанием, намного превосходящим человеческое. А также явно существовали до начала видимого мира, а значит, знают все детали происходившего до потопа. Следовательно, способны научить людей допотопным тайнам.
О способности демонов научить людей вполне земным вещам, кстати, свидетельствуют удивительные знания, в т.ч. и технологического характера, которые в спиритическом общении с бесами получили сотрудники «Аненербе», организации 3-го Рейха, специально занимающейся такими изысканиями. Еще один пример: надиктованная в трансе медиумом работа «Виманика шастра» (Воздухоплавание), информацию которой в Индии относят к наследию предков многотысячелетней давности и включают, несмотря на недавнее обретение, в древнеиндийский эпос. Очень сухим инженерным языком она повествует о деталях строительства и эксплуатации виман (летательных аппаратов) и подготовки пилотов. Некоторые из ее технологических секретов, превосходящих современные знания, уже применяются в авиастроении.
Но вернемся к нашим послепотопным египетским делам.
Разобравшись в древней письменности, жрецы, хранители знаний, переняли ее для своей культуры, а также и пантеон (иерархию богов), теогонию (происхождение богов), космогонию (происхождение мира) и пр. Прочитав допотопные книги, они разобрались, как им смотреть на жизнь, где какие полезные артефакты закопаны и узнали много других полезных вещей. Фактически, со временем они стали в точности теми египтянами, которые жили на этой земле до потопа, не считая, конечно, телесной и магической мощи допотопных правителей. Это известный феномен, он описан у Рея Бредбери в «Марсианских хрониках»: придя на определенную территорию, оккупанты, превосходящие силой, быстро ассимилируются в культуре, превосходящей духом или интеллектом. Так, у Бредбери, гордые земные колонисты на Марсе за короткое время сами становятся марсианами, причем абсолютно незаметно для себя естественно оставив старые взгляды и перейдя на новые (в другом рассказе такое происходит уже с марсианскими оккупантами на земле).
Сейчас я впервые более или менее вразумительно сформулировал и опубликовал свой взгляд на то, как послепотопные цивилизации перенимали опыт своих более ранних «коллег» и практически так сливались с ними, что современным историкам и археологам почти не под силу разделить их. Эта теория еще сыра, ей еще предстоит быть доработанной (или измененной), но до сих пор мои изучения вели именно к такому взгляду на вещи. Поэтому назовем пока эту идею «гипотезой» и посмотрим, куда она приведет в будущем.
Но если в этой гипотезе есть хоть капля правды, следующий пункт, в который мы приходим, это мысль о том, что настолько «пропитанная» допотопным духом цивилизация, как египетская, может немало рассказать о событиях этого периода, дополнив, а то и исправив картину, которую мы получили до сих пор из эпосов шумерского и греческого.
Давайте проведем еще один эксперимент. Представьте себе, что вы – падший ангел, изменивший замыслу божьему, и вы являетесь на землю, чтобы стать правителем и божеством для людей, а также наплодить детей от земных женщин и сделать их своими преемниками в правлении человечеством. Вы знаете все обстоятельства возникновения земли и неба, описанные в Библии, вы присутствовали при этом лично.
«Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?
На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,
при общем ликовании утренних звезд, когда ВСЕ СЫНЫ БОЖИИ восклицали от радости?» (Иов 38:4-7).
Вы и рады бы рассказать об этом людям в деталях, если бы не одна загвоздка…
Дело в том, что вы никак не можете упомянуть имя Бога, истинного Создателя!
Во-первых, этим ангелам было просто очень не по себе от одного понимания того, что Бог точно знает об их проступке, что они все равно упрямо продолжают это делать, и что рано или поздно все это закончится плохо. Этот феномен известен всем верующим: когда нагрешишь и не хочешь раскаиваться, имя Бога вообще произносить очень трудно, а уж рассказывать о Нем совсем не выходит; о Нем просто не хочется говорить… Так же, как не хочется думать о будущих последствиях в процессе греха: сейчас хорошо, а там посмотрим…
Во-вторых, невозможно говорить о великих делах божьих и не прославить Его. Но прославлять Бога совершенно не входило в их планы, они просто не за этим спустились на землю.
И, в-третьих, входило ли сразу в их планы объявить себя божествами, или они просто вовремя сориентировались, когда им начали воздавать славу, им просто не был нужен конкурент в глазах земных обитателей. И они просто аккуратно сплавили идею Единого Создателя, заменив ее чем-то, чем было логичнее в их глазах. Поскольку всемогущими создателями назвать именно себя у них, скорее всего, не хватило духу (просто это легко проверяется: они не могут создавать чего-то из ничего и не могут воскрешать мертвых), то для описания процесса Сотворения всегда можно найти минимум два очень сходных варианта. Первый: «Мир создало нечто туманное и бесконечно далекое, в чем разбираться и с чем искать контакт абсолютно бесполезно. А мы тут за Него…» И второй: «Мир никто не создавал, он всегда был. А мы в нем – сильные божества и ваши хозяева. Вопросы?…»

Итак, давайте попробуем написать картину создания мира, следуя околобиблейской логике, но полностью исключив Создателя и Промыслителя (для чего, очевидно, следует  упирать на второй вариант из упомянутых выше). Другими словами, поставим себя в положение сошедших на землю сынов божьих и почнем творить историю…

«Мир был всегда. В нем есть материя, пространство, время, а также дух, стоящий за каждым явлением (все-таки ангелы – существа духовные, и по этой причине не могли быть строгими материалистами). И каждая из этих стихий является богом сама по себе, а еще есть куча других богов, отвечающих каждый за свой естественный процесс (а иначе как объяснить наличие богов как таковых?) Этот мир произошел из хаотически перемешанных основных стихий, из которых выделились земля и небо (тоже, очевидно, боги). Дальше из хаоса вышли Солнце, Луна, звезды и прочие радости макромира. И все эти божества между собой строго равны, нет ни высшего, ни низшего (это важно запомнить!) Потом на земле появилась вода, суша, звери, птицы и человек (видимо, земля породила). И венцом мироздания на землю явились боги человеческого благоденствия (т.е. мы!), и теперь у вас, дикарей, под нашим чутким руководством все пойдет на лад. Мы дадим вам знания и правителей, а вы будете работать и славить нас. Добро пожаловать в золотой век!»

Вот такая, примерно, картина нарисовалась нам. Я честно старался ее именно придумать, а не просто скопировать с египетского эпоса. Давайте теперь попробуем сравнить, похожи ли эти два повествования. Вот точка зрения египтян:

Слово «бог», по-египетски «нетер», в древнем Египте имело совсем другое значение, чем у нас или греков. Оно означало «возвышенный, достопочтенный». Небо, солнце, земля, Нил, легендарные основатели государства, нынешний царь, собственные ушедшие предки, короче все, кто мог защитить и позаботиться о стране, были нетерами. Им воздвигались алтари и возносились молитвы.
Изначально существовало четыре неразделимых бога:
  1. Материя-Нет
  2. Дух-Неф (они неразделимы, т.к. нет духа вне вещества и нет вещества без внутренних сил духа)
  3. Пространство-Пашт
  4. Время-Себек
Они – одно целое, не созданы, были всегда. Это тайна, которая называется Амун, т.е. «не открытое».
Бесформенная материя (ее часть) сама приняла форму и стала миром, имеющим форму шара. Часть Духа-Нефа, которая в мире, по имени Мент, создала первоначальную теплоту - Птаха. В шаре более легкое поднялось к поверхности и стало Небом-Пэ, а тяжелая часть осела в центре и стала Землей-Ануке. Дальше понемногу образовались Солнце-Ра, Луна-Эаг. Потом появились день и ночь, Нил (всё это - боги), а там и герои, цари и пр. Последние пришли к людям и тоже стали богами, о них рассказ ниже.

Теперь давайте отметим общие глобальные моменты между первым и вторым рассказом.
  1. Подчеркнутое понимание, что боги – равны, нет главного, есть только «благодетели и защитники»
  2. Мир несотворен, в нем все произошло само собой. Как это понимать – никому не известно, это тайна
  3. Основными силами являются 3 измерения (материя, пространство, время) плюс неперсонифицированный творящий дух
  4. В египетском варианте куда больше реальной физики, чем в моем рассказе (разделение шарообразной материи на фракции по признаку физической массы составляющих)
  5. Приход героев и царей к еще неразвитому человечеству с целью облагодетельствования

После этого сравнения у меня в голове вертится только одна мысль: «А как же еще могли эти ангелы описать Сотворение людям, чтобы и соврать по минимуму, и Бога обойти?! Больше никак…»
Остается лишь отметить, что наше предположение о том, что по сравнению с шумерским и греческим, египетский эпос является первичным, подтверждается. Именно такая постановка вопроса больше всего напоминает истинную «дезинформацию», которой с самого начала своего пребывания на земле эти падшие духи кормили людей. Она наполняла головы допотопных людей в течение всего периода и перешла через грань потопа в виде многочисленных письменных источников, сохранившихся и великолепно освоенных и переданных дальше послепотопными египетскими жрецами. Такая логика видится мне разумной и очень похожей на правду.
А что же было дальше?… А дальше эпос предоставляет нам возможность буквально засунуть голову и засвидетельствовать события, которые лишь вкратце излагает книга Еноха. Они описаны так ярко и подробно, при этом так совпадая в главных деталях с написанным в «Енохе», что лучшего и желать нельзя. Давайте же приникнем к этому источнику…

Вначале люди были дикими и невежественными, ели траву, тростник, рыбу и мясо пойманных животных и птиц. И вот, в некий великий день (дальше лучше всего отслеживать параллелизм событий в книге Еноха и в Библии с событиями египетского эпоса по второму выпуску видеожурнала «Мир До Потопа» под названием «Космическая драма» (http://www.youtube.com/watch?v=qtKdwXOoxcI) откуда-то с неба воссиял свет и раздались голоса, вещавшие приход великого царя и бога (царей и богов). Явившийся миру Осирис сотоварищи сразу начал благодетельствовать земле, на которую сошел. Вместе с супругой, которая у него неожиданно появляется, он начинает ходить по земле и учить людей
  • Земледелию и скотоводству (вспомним Явала из книги Бытия, который стал отцом скотоводов)
  • Более мягким нравам
  • Огородничеству и садоводству
  • Виноделию
  • Основам градостроения и городскому хозяйству
  • Законотворчеству
  • Металлургии и кузнечному делу, особенно отмечено изготовление оружия (на ум сразу приходит Тувал-Каин)
  • Пению и музыке. (А вот и наша дорогая красавица Наама!)
Супруга Осириса Изида (или Наама, если так удобнее для большей реалистичности), ставшая сестрой царя-героя (через передачу знаний, вероятно, т.к. в «Енохе» ясно сказано, что первыми, кого научили «стражи», были их жены), учила земных людей хлебопашеству и… (барабанная дробь) изобрела музыкальные инструменты! Напомню читателям, что библейское имя Наама (Ноема в синодальном переводе) в стихе Бытие 4:22 ассоциируется в иврите с понятиями «приятная, прелестная» и «сочинять мелодию». Женой такого героя не могла не стать именно потрясающая красавица (цари народ прихотливый), и при этом она была связана с началом музыкальной культуры. Совпадение слишком очевидное…

Маленькое отступление. В процессе осознания этой информации мне пришла в голову мысль: а ведь возможно, что первоначально их грех состоял только в желании жить в физической форме на земле и иметь жен, как люди, не больше. Вполне вероятно, что они изначально были лично добры к людям и хотели как лучше. Грех же их, как я уже не раз писал, заключался в том, что они изменили своей природе, замыслу Бога о себе: им надлежало жить на небе и учиться быть духовными существами со свойственными таковым функциями и свойствами (мы помним, что в книге Еноха их упрекают в том, что они узнали на небе лишь немногое, и уже начали распоряжаться собой самостоятельно, следовательно, были еще молоды, но уже неверны), а они извратили свою природу и стали просто могущественными людьми, которые своим знанием и могуществом впоследствии нанесли непоправимый вред земным обитателям. Грех, в котором не хотят раскаиваться, всегда приносит с собой другие грехи; так уж устроено, что они не ходят поодиночке. Став не теми, кем их замышлял в Своей совершенной мудрости Бог, они, даже желая делать добро в сиюминутной ситуации, делали великое зло в глобальном масштабе. Давая людям невыстраданные, незаслуженные знания, они делали людей неблагодарными потребителями, т.к., в отличие от современной цивилизации, которой каждый шаг дался потом и кровью, они, получив все слишком легко, не ощущали личной ответственности за свой мир и быстро превратили его в ужасное место (об этом в подробностях позже). Не заботясь о связи людей с Богом, они уводили их от истинной духовности, какими бы «хорошими» учениями собственного розлива они их не кормили, что привело в конечном итоге к развращению земных обитателей. Вывод прост: нужно доверять Богу и слушаться Его слов, какой бы «недостаточной» или «слишком неторопливой» ни казалась Его воля: Он всегда все сводит в нужное место в правильное время.

Вернемся к Осирису. Под влиянием учения благодетелей, Египет разросся в богатую и мощную державу. Покинув жену и сына Гора и оставив своего брата Сета управлять страной за себя, Осирис, набрав большую команду «распространителей знания», уходит учить весь оставшийся мир. Он идет в Эфиопию, Аравию, Индию, уча всю южную и западную Азию своим знаниям. Заходит и в Европу (отмечено вскользь). Чаще всего благодетеля принимают с радостью, т.к. уже слышали о его миссии, иногда приходится «принуждать к процветанию» силой оружия. Время от времени кто-то из его спутников остается «на месте» с целью продолжать помогать (несмотря на бравурный тон эпоса, в действиях этой команды угадывается банальная экспансия, расширение зоны влияния и поставление наместников в ключевых точках). 
Тем временем на далеких берегах Нила Сет планирует прибрать всю полноту власти к рукам. Он милует преступающих закон чиновников и властителей среднего уровня, говоря, что вернувшийся Осирис, узнав об их проступках, обязательно жестоко их накажет, чем постепенно набирает себе команду приспешников. Боясь возвращения законного царя, они, благодаря манипуляциям Сета, все сильнее связывают свое благосостояние именно с его именем.
И вот однажды Осирис вернулся на родину. Вся страна ликовала, а Сет и его сторонники сговорились убить его. Замысел был в том, чтобы заманить его обманом в красивый гроб, который купил Сет (египтяне с удовольствием примеривались к загробной жизни еще при жизни), и там закрыть навсегда. Когда Изида отсутствовала, посещая дружественную Эфиопию, Сет подстроил так, что Осирис остался ночью в помещении, где его окружали только заговорщики, заманил таки брата обманом в гроб, заколотил его гвоздями и залил свинцом (характерно, что в присутствии 72-х заговорщиков Сет так и не решился напасть на брата, заманив его в гроб хитростью, что может свидетельствовать о невероятной силе того). Гроб отправили плыть по течению Нила в море.
Со следующего утра все люди царства переполошились, царя искали и подозрение пало на Сета. Гроб нашли застрявшим в тростнике Нила, труп был спрятан Изидой, т.к. ей нужно было поехать найти сына Гора, в ком она видела поддержку. Сет разыскал труп в ее отсутствие и вместе с товарищами разрубил его на 26 кусков, которые они раскидали в округе. Изида нашла 25 кусков трупа (один съели рыбы). Потом она сделала одинаковые гробы по количеству главных городов, положила куда останки, куда куклы, и разослала по городам для захоронения, чтобы каждый город думал, что останки хранятся именно у них.
Виновник стал очевидным, и обе стороны начали готовиться к битве. Сет был разгромлен, пленен, но помилован царицей. Затем он набрал новое войско в Эфиопии, обманом привлекши на свою сторону в целом дружественную Египту эфиопскую королеву Азо. Он захватил власть над войском, и хотя Азо, случайно спасенная Гором от змеи, примирилась с соседями, ее войско все-таки пошло на битву. Сеча была жестокой и долгой, но, разгромленный, Сет бежал, и в процессе бегства был убит Гором.
Изида приняла бразды правления на себя и правила до своей кончины. Ее обожествили, как и Осириса, поклонялись им и устраивали праздники в их честь.
Интересно, что жрецы уже в исторический период называли дату произошедшего: «за 25 тыс. лет до нашего летосчисления». Скорее всего, в их устах это означало «очень давно, точно не на памяти ближайших поколений».

Теперь попробуем очень осторожно провести параллели между только что прочитанным и нашими двумя уже изученными эпосами. Чтобы начать сличать между собой события, настолько различные по содержанию, нужно выделить главный ключевой пункт повествования. На мой взгляд, в данном случае это убийство с помощью хитрости кого-то очень сильного кем-то, кто чувствовал от него смертельную угрозу.
В шумерском эпосе такой герой лежит прямо на поверхности. Вспомним, что Абзу и Тиамат были раздражены поведением своих детей. И, совершенно нелогичным, на мой взгляд, образом (причина убийства – "слишком шумят"), Абзу решает их уничтожить. Они узнают об этом, страшно пугаются, и самый мудрый из них, Энки, находит путь, как хитростью его погубить, что и осуществляет. Пока все очень похоже, до деталей.
Далее Энки порождает молодого героя Мардука, сильного и смелого. Тиамат, жена убитого Абзу, решает отомстить и собирает могучее войско во главе с Кингу, названным ее любовником. Мардук выходит со своим войском против нее и побеждает. Он обходится с ней (ее телом или ее богатством) так, чтобы построить свою собственную страну. Далее плененный Кингу казнен, а его соратники прощены и начинают раболепно прислуживать великому Мардуку, который берет всю власть в свои руки и везде ставит своих ставленников.
В этой части, как кажется, повествование полностью расходится с египетским по смыслу. Но не нужно торопится, длинные хитрые уши так и проглядывают во всей этой истории.
Давайте предположим, как бы выглядела вся история с Осирисом, например, с точки зрения сына убитого Сета (в этой части эпоса он не упоминается, и понятно, он же - проигравшая сторона!), который выжил и, вкупе с остатками приспешников Сета, перебрался на Месопотамскую равнину, там построив свое царство и насадив новую мифологию.

Итак, есть два древних божества (Абзу и Тиамат или Осирис и Изида). Есть более молодые (т.е. желающие занять их место, новое поколение «желающих») божества, которые напуганы угрозой Абзу/Осириса их уничтожить (что с точки зрения обманутых Сетом «приспешников» - истинная правда), и которые выбирают себе предводителя для этого дела – Сета/Энки. Абзу/Осирис слишком силен, чтобы победить его в открытой борьбе, и они убивают его с помощью хитрости. А дальше сын того, кто был организатором убийства (сына Сета в Египте звали Анубис, и, угадайте что, он был богом смерти! (не любили его в Египте…); в Месопотамии же его зовут Мардук) якобы берет на себя ответственность бороться с Тиамат/Изидой, которая хочет отомстить. И, будучи царем-богом нового месопотамского государства, он, конечно, не может рассказать о поражении своего отца и своем постыдном бегстве. В СВОЕЙ мифологии он становится победителем, да еще каким! Реальный победитель Гор, сын Изиды, становится в его устах ее любовником Кингу, несправедливо занявшим место правителя. В своей фантазии он храбро расправляется с Гором и Изидой (они, конечно же, страшные чудовища, недостойные милости), использует богатства Изиды для построения месопотамской государственности (вспомним, что через глазницы черепа Тиамат/Изиды текут не какие-нибудь реки, а Тигр и Евфрат!), а армия Гора (Ануннаки) раболепствует перед ним и поклоняется ему.

Такая интерпретация событий со стороны Анубиса/Мардука, горького и озлобленного, пережившего падение своего отца, позор, изгнание, и горящего жаждой мести, вполне вероятна. Дополнительным доказательством такого взгляда является факт, что в египетской мифологии царством Анубиса является ад, царство мертвых. Выглядит так, что в этот период отношения между Египтом и Месопотамией были напряжены нешуточно, возможно, боевые столкновения между этими странами были нормой жизни.

Теперь давайте проведем такие же параллели между египетскими и греческими сказаниями. Стоит предварительно заметить, что мифы греческого периода составлены, вероятнее всего, намного позже, чем египетские и шумерские, и там интересующая нас информация будет более сглаженной и насыщенной новым пониманием событий, которые составители уже не помнили и расценивали по-своему.

Здесь пара прародителей богов уже имеет мало отношения к изначальным событиям, они переосмыслены на греческий лад. Это Гея-Земля и Уран-Небо. Видимо, благодаря тенденции позднего мифотворчества перевязывать все божества узами кровных связей, Сет египтян стал Кроном, сыном Геи и Урана (из брата главного бога стал сыном). Хотя если сравнивать с шумерами, он так и остался отпрыском божественной пары (праправнуком), что, в том числе, может свидетельствовать о, как ни странно, большей близости шумерского и греческого эпосов. Крон плохо относится к извергу-отцу, и его мать дает ему оружие для победы над ним. Победив его хитростью (!), Крон/Энки/Сет начинает владеть миром.

Аналитическое отступление. Предания могут изменять свою структуру, действия героев меняют мотивы, но один узловой пункт остается неизменен, он как гвоздь пробивает тысячелетия истории и сияет с очевидностью солнца на небе. И мы не можем отвергнуть факт того, что при жизни первого поколения потомков Сынов Божьих между ними произошло какое-то ужасающее преступление, которое человеческая память не может забыть или отвергнуть. Один из первых чудесных земных правителей, великан и силач, был хитростью убит своими близкими, что привело к большой и кровопролитной войне, и что нашло в той или иной форме отражение во всех, рассмотренных до сих пор, эпосах.

Титан Крон, тоже не подарок, как и отец, в плане характера, и боится свержения с трона. Но среди его потомства уже зреет заговор. Его сын, бог Зевс выходит на открытую борьбу с ним и побеждает. Внешне происходит замирение между оставшимися в живых титанами и богами, но по факту первые продолжают подпольно сопротивляться, а вторые их уничтожать. Зевс остается безраздельным владыкой небес и земли.

Здесь я затрудняюсь провести точные параллели. Очевидно наслоение более поздних добавлений, политически смотивированных в определенный момент времени. Крон точно похож на Сета и Энки тем, что он хитростью убивает правящего на данный момент царя, но дальше встает вопрос: с кем его отождествить из уже известных нам героев в целом? Его в свою очередь убивает его собственный сын, который берет в руки власть и потом долго борется с подпольем сторонников отца. Я не нахожу точного соответствия такому повороту событий ни в одной из рассмотренных мифологий, поэтому сказать что-то точно я затрудняюсь. Возможно, дальнейшие исследования прольют свет на этот вопрос и помогут поставить события вокруг Зевса на свое «допотопное» место. Или не помогут, что тоже возможно.
Единственное, что можно предположить с определенной долей вероятности, это что в некий период существования допотопных царств после очередной смены на троне происходила долгая подпольная борьба с режимом, в которой правящая партия все-таки победила, но это далось им очень и очень нелегко и потребовало многих усилий и долгого времени.

На этом мы можем остановиться – и так узнано и понято много. Что именно, мы можем выписать отдельно. Итак, мы поняли, что
  1. Египетский эпос является более древним и первичным по отношению к шумерскому, и, тем более, греческому
  2. Египетская культура до- и послепотопного периода была, скорее всего, непрерывной. Пришедшие на «места боевой славы» хамиты быстро преобразовались в своих предшественников и точно передали потомкам древнюю культуру и мифологию
  3. Еще одним доказательством древности и первичности египетской мифологии является поразительная логичность ее тео- и космогонии с точки зрения падшего ангела
  4. Египетский эпос поразительно точно перекликается с описанием событий того же периода в Библии и книге Еноха, дополняя и уточняя детали
  5. Шумерский эпос является удивительным дополнением египетского, только как бы написанным от лица врага.

Следующим объектом нашего исследования станет индийский эпос (в сокращенном, конечно, варианте, т.к. пройти через все ведические книги тщательным образом займет слишком много времени). До новой встречи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий